Московская обл., г. Солнечногорск Тел.: (903) 740-02-32 | Контактная информация, схема проезда

 

Экспедиционные дела были бы затруднены, если бы не помощь многочисленных болельщиков. Необычность дела, убежденность Ануфрикова, Тамма, Овчинникова в том, что экспедиция должна состояться, очень заражала. Для альпинистов выполняли заказы многие и очень хорошо. Кислородная аппаратура была уникальных достоинств (ни одного отказа при столь широком пользовании - явление необычайное). Очень удобны и надежны были маски, великолепны палатки.) (Из Интернета)

-(Для экспедиции были специально разработаны и изготовлены: кислородно-дыхательная аппаратура, которая по надежности и весовым параметрам превосходит все, чем до сих пор пользовались в Гималаях; палатки, страховочные пояса, рюкзаки, утеплители на обувь и т. д.) (Из Интернета)

 

В 1980 году к руководителям Солнечногорского механического завода(Директор Королев А.А., Главный инженер Барыкин Л.Н.) обратился Спорткомитет СССР с просьбой изготовить снаряжение для Первой Советской Гималайской экспедиции. Поскольку просьба была подкреплена еще и письмом из ЦК КПСС, вопросов «делать - не делать» как- то не возникало, хотя для завода эта работа представляла определенную «головную боль». Во первых, в это время дополнительно к жестким плановым заданиям, завод все силы бросил на выполнение срочного задания по изготовлению бронежилетов для Афганистана . Во вторых, все настойчивее партия и правительство требовало расширения ассортимента и объемов производства товаров народного потребления. Так что загруженность всех уровней заводского персонала была более, чем достаточной. Тем не менее нам, среднему и нижнему звену, эта работа конечно же была интересна.Смысл изготовления на нашем заводе состоял в том что, во первых, решалась политическая задача ( экспедиция Советская, значит и ВСЕ должно быть Советским). Во вторых, экономилась значительная сумма государственных денег- несомненно, что какими бы не были накладные в оборонке, все равно советская продукция было в разы дешевле буржуйских изделий. Ну а конкретно именно наш завод был выбран потому, что в то время уже лидировал в производстве туристского снаряжения , а основное направление – производство парашютно-десантной техники позволяло изготовить надежное и прочное оборудование.

 

Но если изначально вопрос шел только о двух-трех видах палаток, то после знакомства альпинистов с возможностями инженерно-технического персонала и технологий производства ассортимент начал быстро разрастаться.. В итоге были разработаны, испытаны и изготовлены :палатки-кемпинги, палатки «кают-компании», палатки для промежуточных «пунктов», штурмовые палатки, рюкзаки альпинистские, всевозможные баулы, гамаши простые и утепленные и т.д.

 

Естественно были использованы высокопрочные материалы, специальная технология . Да и испытания проводили на соответствующем уровне ::продувка в аэродинамической трубе в ЦАГИ со снятием всех необходимых показателей , а затем и натурные испытания в условиях восхождения на пик Коммунизма. Работа шла при непосредственном участии альпинистов- кандидатов в сборную СССР. Помню, как у меня дома мы с Сережей Ефимовым всю ночь рисовали, конструировали металлическую систему крепления утепленных гамаш к горным ботинкам, а с утра – в опытный инструментальный участок, чтобы «спецы» на коленке сделали первый образец. Можно многое вспомнить о моментах «изобретений» , но в конце концов мы добились того чего хотели и в 1981 году я в составе сборной вылетел в Азию. Пятнадцать дней командировки (Ош - дорога на грузовике по перевалам - долина- вертолетом на ледник Гармо-базовый лагерь) оставили неизгладимые впечатления на всю жизнь. Величавость гор, великолепные люди , фанатичные в своих устремлениях ввысь, ночные посиделки под гитару, ежедневное приготовление из бегающих рядом барашков различных блюд, обязательные дежурства по лагерю (никого не волнует, что ты здесь командировочный от МАПа- ты здесь как все).

 

Потом возвращение домой уже на вертолете через чей то высотный альплагерь (на высоте уже около 4000 м), Джергиталь , Душанбе. До сих пор помню это ощущение: вертолет со снятой задней дверью, внизу и по бокам могучие снежные вершины, совсем внизу маленькие точечки какой то заблудившейся группы….

Затем были небольшие доработки … Кстати они были и в горах( по настоянию В .Божукова мы взяли в Оше напрокат ручную старенькую швейную машину, которую за два часа привели в порядок по указанию Первого секретаря ГК КПСС г.Оша.

 

А в мае 1982 года весь завод следил за каждым днем Восхождения. Радовались, поздравляли друг друга с каждым новым успехом альпинистов..

 

Я горжусь и счастлив , что мне пришлось участвовать в этом , очень значимом тогда событии, счастлив , что общался с Эдуардом Мысловским, Михаилом Туркевичем (светлая ему память), Сергеем Бершовым, Сергеем Ефимовым,
Е.И. Таммом, Ю.Кононовым.

 

Не могу здесь же не отметить, что огромное участие в разработке и изготовлении снаряжения (как и вообще по моей жизни) принимал ведущее место Альберт Алексеевич Степнер , Главный конструктор завода (он и поныне трудится на этом заводе).

 

Если вдруг на эту страничку зайдет кто-нибудь, имеющий отношение к экспедиции, прошу прислать имеющиеся материалы.